Замечательной идеей поделилась Сюзи из одноименного блога "Susy_Artsy_Craftsy_Sitcom" (что очень приблизительно можно перевести как "Смотрите на мои творения"): батик восковыми мелками.
Честно скажу, я сама еще не пробовала, но Сюзи дает пошаговый курс, и по его шагам можно сделать нечто в таком же духе, было бы желание и простейшие вещи под рукой (вы помните, что я - любительница простых вещей, они самые натуральные и нужные в этой жизни).
Сперва я собиралась пометить свои замечания и дополнения инициалами, потом решила просто выделить их курсивом. Как говорится в умных книжках – курсив мой!!
Необходимые материалы и инструменты:
- рисунок, который вы будете переводить на ткань. Если вы не профессиональный художник, вы можете начать или с абстрактных пятен и форм – концентрированнвх кругов радужных цветов, полос и так далее. Как вариант, возьмите крупный рисунок из детской раскраски – нам нужны именно очертания и контуры. В интернете можно найти массу раскрасок по ключевым словам "coloring pages online"
- несколько пачек детских восковых мелков,
- лоскут ткани 100% хлопок (у нас лучше всего использовать бязь, она есть в продаже отбеленная и окрашенная в разные цвета, нам подойдет и белая, и светло-голубая, светло-розовая, бледно-салатовая )
- жестяные формочки для печенья или маленьких кексов. Предупреждаю заранее, что печь вы потом ничего в них не сможете, так что выбирайте или хорошо подержанные, или где то на распродаже.
- кисточки для красок – берете или старые детские, или покупаете в магазине самые дешевые, из синтетической щетины - по тем же соображениям, скорее всего после использования они пойдут «навыкенштейн», на выброс.
- аэрозольная краска для ткани. Я посмотрела, в принципе аэрозольную краску для ткани можно купить и у нас – по 200 руб за баллончик 150 мл. Поэтому я параллельно с описанием использования краски-аэрозоля дам более экономичную версию, для нее требуется любая темная или яркая краска х/б ткани, продающаяся в хозяйственном магазине, например сухая в пакетиках.
- подручные средства: старые газеты, фольга, пищевая пленка.
- подручные инструменты: утюг, духовка , швейная машина.
Порядок работы:
1) Переводим рисунок (п. 1 списка) на ткань. Как правило, бязь – достаточно тонкий материал, чтобы можно было скопировать контуры рисунка , просто подложив его под ткань и прижав две поверхности – бумаги и ткани – друг к другу. Если вы не очень четко различаете контуры, или дополнительно обведите их черным фломастером, или приложите ткань с бумажным рисунком к освещенному окну, зафиксируйте и копируйте. Для копирования используйте тонкий темный фломастер, главное – чтобы он не расплывался на ткани.
2) Готовим «краску». Для этого берем мелки ,режем ножом так, чтобы кусочки поместились в формочки, и…. помещаем на несколько минут в горячую духовку. У Сюзи мелки (в их основе лежит парафин или воск) растопились в печке, нагретой до 275 градусов по Цельсию, за пять минут.
3) Творческий момент: Кладем наш лоскут с переведенным рисунком на кусок фольги, берем кисточки… и начинаем рисовать растопленными мелками, как красками, заполняя контуры.
Если «краска» начнет остывать и густеть – отправляем ее обратно в духовку на пару минут. Тут же объясняем, как чистить формочки после того ,как работа закончена: очень просто! Оказывается, затвердевший воск легко отделяется от дна формочек. Главное, как пишет Сюзи (ох уж эти американцы! Не будем вспоминать, как их называет М. Задорнов) – не спустить расплавленный воск в кухонную мойку или унитаз. Поэтому, или вы просто выбрасывайте остатки воска, или храните его до следующего раза.
4) Следующий этап – ждем! Нужно дать заготовке время полностью остынуть, а восковым краскам – впитаться в ткань. Поэтому просто положите заготовку куда нибудь на ровное место в холоде ( у нас сейчас зима, можно просто вынести на улицу или на балкон) – и отдохните, займитесь чем то другим или выпейте чаю.
5) Делаем кракле. Для этого берем нашу заготовку. Она должна быть достаточно твердой, так как вся покрыта остывшим воском, и воск впитался в поверхность ткани. Берете , значит, свой красивый рисунок, и начинаете его мять, сжимать , плющить. Наша задача – создать на поверхности рисунка тонкую сеть мелких морщинок – кракле.
Дальше поступаем в зависимости от того ,какой метод кракле используется – американский, или российский.
При американском методе вы густо-густо покрываете заготовку краской из баллончика-аэрозоля, ждете несколько минут, а потом кладете сверху бумажные полотенца, чтобы снять краску, не впитавшуюся в трещинки ,а просто находящуюся на поверхности воскового рисунка. По российскому методу (мое предложение) вы готовите ,как написано в инструкции, например, разводите в горячей воде с уксусом, краску для ткани, и просто наносите ее на трещинки ватным тампоном. Еще мое предложение: если вы делаете ваш батик для каких то чисто художественных целей и не предполагаете его часто стирать, а так же если концепция вашего рисунка допускает зеленый цвет (например ,у вас изображен цветок, букет цветов или что то в этом роде) – возьмите пузырек зеленки. Когда то, в ранней молодости, я так покрасила светлые брючки из «Детского мира», и до первой стирки у меня была замечательная изумрудно-эеленая обновка.
6) Следующий этап – завершение работы над рисунком. Для этого берем нашу заготовку, полностью покрытую краской и просохшую, кладем ее на газетный лист, прикрываем другим газетным листом, берем утюг, и начинаем выпаривать все лишнее. В результате у вас должен получиться вот такой красивый рисунок, как на иллюстрации.
Кроме того, выпаривание уберет лишнюю краску – и из кракле, и из заготовки. Часть красок перейдет на газету (лист надо менять несколько раз), а та, что осталась – в результате тепловой обработки намертво впечатается в ткань.
7) Последний этап – отделка. Сейчас вы можете взять перманентные маркеры (на спиртовой основе) и подправить рисунок, возможно, добавить какие то мелкие детали, выразительность. Например, если у вас изображены цветы и листья вы можете маркером нарисовать прожилки на листьях, тычинки на цветах. Еще соображение: если у вас достаточно крупный или несложный геометрический узор на вашем рисунке, вы можете придать ему дополнительный эффект и объем с помощью пэчворкового метода. Просто сделайте лоскутный сендвич, и простегайте рисунок по контурам. Добавьте внутреннюю узкую и внешнюю широкую окантовку. И кто теперь скажет, что вы не умеете рисовать и новичок в пэчворке?!
Счастливой работы!
Откуда этот проект: Сюзи на блоге приводит свой опыт применения технологии, которую она вычитала в старом журнале аж 1956 года. Так что мы ничего ни у кого не «крадем», просто распространяем по русскоязычной аудитории интересный опыт, почерпнутый из англоязычной части интернета, с обязательным указанием источника.
Честно скажу, я сама еще не пробовала, но Сюзи дает пошаговый курс, и по его шагам можно сделать нечто в таком же духе, было бы желание и простейшие вещи под рукой (вы помните, что я - любительница простых вещей, они самые натуральные и нужные в этой жизни).
Сперва я собиралась пометить свои замечания и дополнения инициалами, потом решила просто выделить их курсивом. Как говорится в умных книжках – курсив мой!!
Необходимые материалы и инструменты:
- рисунок, который вы будете переводить на ткань. Если вы не профессиональный художник, вы можете начать или с абстрактных пятен и форм – концентрированнвх кругов радужных цветов, полос и так далее. Как вариант, возьмите крупный рисунок из детской раскраски – нам нужны именно очертания и контуры. В интернете можно найти массу раскрасок по ключевым словам "coloring pages online"
- несколько пачек детских восковых мелков,
- лоскут ткани 100% хлопок (у нас лучше всего использовать бязь, она есть в продаже отбеленная и окрашенная в разные цвета, нам подойдет и белая, и светло-голубая, светло-розовая, бледно-салатовая )
- жестяные формочки для печенья или маленьких кексов. Предупреждаю заранее, что печь вы потом ничего в них не сможете, так что выбирайте или хорошо подержанные, или где то на распродаже.
- кисточки для красок – берете или старые детские, или покупаете в магазине самые дешевые, из синтетической щетины - по тем же соображениям, скорее всего после использования они пойдут «навыкенштейн», на выброс.
- аэрозольная краска для ткани. Я посмотрела, в принципе аэрозольную краску для ткани можно купить и у нас – по 200 руб за баллончик 150 мл. Поэтому я параллельно с описанием использования краски-аэрозоля дам более экономичную версию, для нее требуется любая темная или яркая краска х/б ткани, продающаяся в хозяйственном магазине, например сухая в пакетиках.
- подручные средства: старые газеты, фольга, пищевая пленка.
- подручные инструменты: утюг, духовка , швейная машина.
Порядок работы:
1) Переводим рисунок (п. 1 списка) на ткань. Как правило, бязь – достаточно тонкий материал, чтобы можно было скопировать контуры рисунка , просто подложив его под ткань и прижав две поверхности – бумаги и ткани – друг к другу. Если вы не очень четко различаете контуры, или дополнительно обведите их черным фломастером, или приложите ткань с бумажным рисунком к освещенному окну, зафиксируйте и копируйте. Для копирования используйте тонкий темный фломастер, главное – чтобы он не расплывался на ткани.
2) Готовим «краску». Для этого берем мелки ,режем ножом так, чтобы кусочки поместились в формочки, и…. помещаем на несколько минут в горячую духовку. У Сюзи мелки (в их основе лежит парафин или воск) растопились в печке, нагретой до 275 градусов по Цельсию, за пять минут.
3) Творческий момент: Кладем наш лоскут с переведенным рисунком на кусок фольги, берем кисточки… и начинаем рисовать растопленными мелками, как красками, заполняя контуры.
Если «краска» начнет остывать и густеть – отправляем ее обратно в духовку на пару минут. Тут же объясняем, как чистить формочки после того ,как работа закончена: очень просто! Оказывается, затвердевший воск легко отделяется от дна формочек. Главное, как пишет Сюзи (ох уж эти американцы! Не будем вспоминать, как их называет М. Задорнов) – не спустить расплавленный воск в кухонную мойку или унитаз. Поэтому, или вы просто выбрасывайте остатки воска, или храните его до следующего раза.
4) Следующий этап – ждем! Нужно дать заготовке время полностью остынуть, а восковым краскам – впитаться в ткань. Поэтому просто положите заготовку куда нибудь на ровное место в холоде ( у нас сейчас зима, можно просто вынести на улицу или на балкон) – и отдохните, займитесь чем то другим или выпейте чаю.
5) Делаем кракле. Для этого берем нашу заготовку. Она должна быть достаточно твердой, так как вся покрыта остывшим воском, и воск впитался в поверхность ткани. Берете , значит, свой красивый рисунок, и начинаете его мять, сжимать , плющить. Наша задача – создать на поверхности рисунка тонкую сеть мелких морщинок – кракле.
Дальше поступаем в зависимости от того ,какой метод кракле используется – американский, или российский.
При американском методе вы густо-густо покрываете заготовку краской из баллончика-аэрозоля, ждете несколько минут, а потом кладете сверху бумажные полотенца, чтобы снять краску, не впитавшуюся в трещинки ,а просто находящуюся на поверхности воскового рисунка. По российскому методу (мое предложение) вы готовите ,как написано в инструкции, например, разводите в горячей воде с уксусом, краску для ткани, и просто наносите ее на трещинки ватным тампоном. Еще мое предложение: если вы делаете ваш батик для каких то чисто художественных целей и не предполагаете его часто стирать, а так же если концепция вашего рисунка допускает зеленый цвет (например ,у вас изображен цветок, букет цветов или что то в этом роде) – возьмите пузырек зеленки. Когда то, в ранней молодости, я так покрасила светлые брючки из «Детского мира», и до первой стирки у меня была замечательная изумрудно-эеленая обновка.
6) Следующий этап – завершение работы над рисунком. Для этого берем нашу заготовку, полностью покрытую краской и просохшую, кладем ее на газетный лист, прикрываем другим газетным листом, берем утюг, и начинаем выпаривать все лишнее. В результате у вас должен получиться вот такой красивый рисунок, как на иллюстрации.
Кроме того, выпаривание уберет лишнюю краску – и из кракле, и из заготовки. Часть красок перейдет на газету (лист надо менять несколько раз), а та, что осталась – в результате тепловой обработки намертво впечатается в ткань.
7) Последний этап – отделка. Сейчас вы можете взять перманентные маркеры (на спиртовой основе) и подправить рисунок, возможно, добавить какие то мелкие детали, выразительность. Например, если у вас изображены цветы и листья вы можете маркером нарисовать прожилки на листьях, тычинки на цветах. Еще соображение: если у вас достаточно крупный или несложный геометрический узор на вашем рисунке, вы можете придать ему дополнительный эффект и объем с помощью пэчворкового метода. Просто сделайте лоскутный сендвич, и простегайте рисунок по контурам. Добавьте внутреннюю узкую и внешнюю широкую окантовку. И кто теперь скажет, что вы не умеете рисовать и новичок в пэчворке?!
Счастливой работы!
Откуда этот проект: Сюзи на блоге приводит свой опыт применения технологии, которую она вычитала в старом журнале аж 1956 года. Так что мы ничего ни у кого не «крадем», просто распространяем по русскоязычной аудитории интересный опыт, почерпнутый из англоязычной части интернета, с обязательным указанием источника.
Спасибо! Очень интересно, обязательно попробую.
ОтветитьУдалитьПотрясающе!! Надо попробовать обязательно!!! Спасибо огромное за "распространение по русскоязычной аудитории" такой красоты:)))
ОтветитьУдалитьсупер! Спасибо за подробное описание и комментарии. Я прочитала сайт в переводном варианте и ничего (почти) не поняла. Ваши подробные пояснения все поправили! ! !
ОтветитьУдалитьКласс!!! Завтра пойду за мелками :)))
ОтветитьУдалитьСпасибо большое очень интересная технология и такая веселая и досткпная. Правильно я поняла что можно всю эту расоту делать без запаривания..
ОтветитьУдалить